Три пера для счастья
Этот текст можно было озаглавить более информативно, конечно. Например – «Обзор оперений для дартс – плюсы и минусы различных форм-факторов». Или как-то еще. С акцентом на то, какие оперения использовали на протяжении своей многолетней карьеры великие дартсмены разных поколений. И, соответственно, сколько эти великие игроки выиграли матчей, титулов и призовых денег.
С другой стороны, если дротик летит хорошо, ровно и правильно, радуя глаз и повышая средний набор – разве это не локальное счастье дартсмена? Для которого, безусловно, понадобятся не только прямые руки. Но и три пера, три хвостовика и три барреля, естественно. Баррели, кстати, могут быть и не прямыми – главное, чтобы не перекошенными, а нормально отцентрованными при изготовлении.
Оперение – очень важная часть оснастки дротика. Возможно, даже важнее, чем хвостовик или игла. Если неправильно подобрать оперение – полет дротика не будет стабильным, он может «вилять» из стороны в сторону или воткнуться в мишень не перпендикулярно или ровно, а с боковым смещением или под углом вниз. Дартсмена-перфекциониста подобное как минимум раздражает, дартсмена-прагматика – может вынудить перейти на другой сектор (неудачно расположившийся дротик – не столько маркер для двух других, сколько блокер). Пример великого Фила Тейлора, дротики которого – не в ранние годы, а уже после того, как стал амбассадором бренда Юникорн – в основном «смотрели» в пол – исключение, только подтверждающее это правило.
Хотя в первые годы карьеры Тейлор играл дротиками Эрика Бристоу и оперениями грушевидной формы – «Pear», такие использовал еще один легендарный дартсмен Джон Лоу (автор первого лега за 9 дротиков перед телекамерой). Грушевидное оперение для дартс, безусловно, имеет свои плюсы – его не самая большая площадь уменьшает количество рикошетов второго и третьего дротика, да и летит дротик с ним быстро. Вместе с тем, есть и побочный эффект – подобный дротик требует повышенного контроля. Как и оперение форм-фактора «Slim».
Для тех, кто дочитал до этого места, но почти ничего не понял (как в том меме «… но очень интересно» – впрочем, для новичков в дартс это вполне нормально) – добавим немного теории, а потом пойдем дальше. Итак, дартс оперения нужны для того, чтобы стабилизировать траекторию полета дротика, сделав ее более предсказуемой. Соответственно, оперения меньшей площади имеют меньшее лобовое сопротивление и от этого летят быстрее – по сравнению с перьями для дартс большей площади, дротик с которыми имеет меньшую скорость. Но отсюда вытекает и обратный эффект: оперение большей площади попросту не даст дротику вилять – из-за огрехов техники броска дартсмена, в первую очередь – а малой площади рискует, во-первых, уйти с предполагаемой траектории броска, а во-вторых – попросту не сбалансировать дротик, «недогрузить» его.
Собственно, оперения, называемые «Стандарт», а в среде дартсменов – «лопухи», из-за их широкой площади – лучший выбор для начинающих игроков. Хотя и не только для них. Голландец Майкл ван Гервен, уже к тридцати годам выигравший все, что только можно выиграть на профессиональном уровне в PDC, как начал играть «лопухами», так и продолжает ими. Да, у него достаточно сильный, «мясистый» бросок – поэтому его дротики карандашной формы даже с классическими оперениями летят достаточно быстро. И точно, конечно же. Новая дартс-звезда – пришедший из регби валлиец Гервин Прайс – также предпочитает «лопухи». Вместе с алюминиевыми хвостовиками и 24-граммовыми баррелями «карандашной» формы.
Любопытно, что и Стивен Бантинг, бывший чемпионом мира по версии BDO (многие склонны принижать этот титул, считая его любительским, но тогда его еще попробуй выиграть – а сейчас, к сожалению, уже и не получится), использовал «лопухи». Хотя вполне мог, на своих сначала 15-граммовых (что считается ниже нормы), а затем и 12-граммовых дротиках – «пульках» – использовать оперения для дротиков меньшей площади. Но нет, Стивена все устраивает. А вот другой занятный персонаж из профессионального тура – Райан Серл – использует оперения «стандарт» скорее вынужденно – играя дротиками в 32 грамма. Самыми тяжелыми в туре – такой дротик не каждое узкое оперение «вывезет».
Чуть меньшей площадью, чем «лопухи» (конкретно у бренда Target они маркируются как «№2»), обладают дартс оперения размера «мини-стандарт». Хотя для бренда Harrows они являются стандартными, а тот же Target применяет определения «shape» или «№6». Оперениями именно такой площади – пусть и совершенно другой технологии, оперения совмещенного с хвостовиком и сделанного из высокотехнологичных полимерных материалов – играет харизматичный португалец Жозе де Соуса. Яркий пример того, как топовый дартсмен может появиться уже в достаточно зрелом возрасте и не в самом развитом, по сравнению с Британией или Голландией, дартс-регионе. А если снова вернуться к теме совершенствования технологий в дартс – у Harrows есть хвостовики для дротиков Clic и оперения серии Clic (с другими хвостовиками эти оперения будут попросту несовместимы).
Еще меньшей площади, по сравнению с «лопухами» и «мини-стандартом» – оперения для дротиков типоразмеров «Slim» и «Kite» (он же – воздушный змей). И некоторых других экзотических форм-факторов. Хотя, безусловно, и у них есть свои поклонники. С «грушами» начинал свою карьеру харизматичный шотландец Гари Андерсон (но потом и он перешел на «стандарты»). С «грушами» почти всю свою богатую игровую карьеру провел Джон Лоу (титулы чемпиона мира в трех разных десятилетиях – уникальное достижение). А не менее харизматичный, пусть и не так много выигравший англичанин Стив Битон ими играет уже три десятка лет! Хотя и титул чемпиона мира, и идеальные леги за 9 дротиков на ТВ – все это у Битона есть. Амбассадором «груши» является и Глен Даррент – трижды подряд ставший чемпионом мира BDO, и только потом ушедший в профи. Хотя «Дузза» на некоторых ТВ-турнирах переходил и на «кайты» – это, кстати, не особо сложно. А вот перспективный голландец Данни Нопперт как играл «воздушным змеем», так и продолжает. И планирует продолжать, судя по всему: узкие оперения, длинная игла – самое оно для любителей кучной игры и подходов по 180 очков. Или североирландец Брендан Долан, использующий «кайты» на длинных и тонких 25-граммовых дротиках – первый дартсмен, оформивший идеальный лег за 9 дротиков на Гран-При (когда лег не только закрывается удвоением, но и открывается попаданием в дабл).
Самые узкие оперения для игры в дартс – «Slim» (хотя по площади они даже чуточку больше «Kite»!), или же очень специфический форм-фактор – «суперкайт» – менее популярны у профессиональных игроков. И больше встречаются даже у любителей электaронного дартс, и то – скорее у азиатов и американцев (наиболее яркий пример – Ройден Лам), чем у европейцев. Объясняется все просто: во-первых, в «электронике» используются дротики меньшего веса – баррель не может весить больше 18-20 граммов. Во-вторых, крупные дартс-турниры зачастую проходят в помещениях с системой кондиционирования. Это может оказать существенное влияние на полет легкого дротика со «слимом», тогда как Райану Серлу и его 32-граммовым дротикам с «лопухами» это все нипочем. Занятно, кстати, что из-за фактора кондиционеров и их более простого аналога – распахнутых настежь дверей, генерирующих сквозняк – харизматичная англичанка Дета Хедман (или просто «Сердце дартс») играет дротиками весом в 28 граммов. С «лопухами», естественно. Хотя есть и исключения – шотландский профи Райан Мюррей с 28-граммовыми торпедообразными баррелями использует «груши». И не жалуется.
Возмутителем спокойствия среди дартс-мануфактур, использующих в плане оперений негласную градацию – «лопух»-«шейп»-«груша»-«кайт»-«слим» – в 2020 году стали хитрые японцы из Cosmo. Именно эти ребята сначала придумали использовать для оперений пластик, затем разработали свою систему «оперение+шафт», фактически сведя к минимуму количество попаданий иглой следующего дротика в оперение или шафт предыдущих. А во время пандемии ковида – выкативших целую линейку специальных оперений самых разных форм-факторов. По большому счету, это вариация на тему тех же «шейпов», «груш», «кайтов» и «слимов», но по хитрым японским лекалам. Суть – в еще большей кастомизации под нужды и потребности каждого конкретного дартсмена. Или девушки, играющей в «электронику».
Не исключено, что пример японского производителя окажется заразительным – и кто-то из британских или европейских производителей придумает еще что-то новое. Хотя именно японцы – не только Cosmo, но и Trinidad с их системой Condor Flights – уже зарекомендовали себя дартс-инноваторами. А мы потом об этом обязательно расскажем.
- Комментарии